Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня


ТЕМА: Ворота

Ворота 4 мес. 2 нед. назад #1

  • Nataly
  • Nataly аватар
  • Не в сети
  • Хозяйка
  • Ведьма
  • Сообщений: 918
  • Спасибо получено: 534
  • Репутация: 35
Ворота — символ границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Как элемент материальной культуры и обрядности ворота особенно значимы в традиции восточных и западных славян (ср. архитектуру, резьбу и другие украшения ворот у русских).

Открывание-закрывание ворот символизирует акт контакта с внешним миром. Ворота — опасное место, где обитает нечистая сила. На воротах могут сидеть духи халы, поджидающие младенцев, которых несут из церкви после крещения. Чтобы их обмануть, ребенка передавали, минуя ворота, через окно или через забор. Участники свадьбы также остерегались проходить через ворота, а перелезали через забор или проламывали новый проход в ограде.

В ритуальной практике и верованиях всех славян ворота являются объектом почитания и защиты. Владимирские крестьяне вывешивали на воротах (как и на амбарах, на колодце) образа; утром, выйдя из дома, они молились сначала на церковь, потом на солнышко, а затем на ворота и на все четыре стороны. К воротам прикрепляли сретенскую или венчальную свечу, втыкали в них зубья бороны или вешали косу, затыкали в щели ворот колючие растения — от ведьм. На Богоявление на воротах чертили кресты для защиты от нечистой силы. Особенно оберегали ворота и тем самым дом в дни, когда активизировалась нечистая сила. В Полесье накануне Ивана Купалы в щели ворот затыкали крапиву, чтобы ведьма не пролезла во двор; в Сербии на ворота вешали венок, сплетенный на Петров день, а при появлении градовой тучи снимали его и размахивали им, отгоняя град.

Апотропейным целям служило украшение ворот зеленью (ветками, венками, деревцами, колючими и жгучими растениями). Напр., в Полесье накануне Купалы в ворота затыкали крапиву, чтобы ведьма не пролезла во двор; на Пинщине с этой же целью вешали на ворота венки. В зап. Сербии сплетенный в Петров день венок вешали на ворота, а при появлении градовой тучи его снимали и махали в сторону тучи, отгоняя град. В Харьковской губ. на Троицу в ворота непременно втыкали молодые деревца для защиты от ведьм. Чтобы защитить себя от болезней, от моры и других бед, в Нижней Силезии в ворота затыкали ветки березы или возле ворот устаиавливали березки на высоких шестах.

В воротах совершались различные магические действия. В обряде первого выгона скота хозяйка обходила скотину во дворе с иконой св. Георгия, а затем оставляла ее на воротах на целый день. В ворота клали пояс, освященные яйца, топор, сковородник, ухват, замок и через эти предметы перегоняли скот. Сербы прогоняли скот через ворота, на которые ставили две зажженные свечи, клали два рождественских калача, два ткацких гребня (после прогона скота их соединяли зубец в зубец, чтобы "сомкнуть волчью пасть"). В Карпатах пастухи клали в ворота овечьего загона цепь, которой на Рождество были обвязаны ножки стола, и прогоняли через нее стадо. В Полесье на ворота ставили девочку-подростка, которая широко расставляла ноги, и под ними прогоняли скотину.

В сербскохорватском ареале подобные обряды совершались на Рождество: животных проганяли через ворота, по обеим сторонам которых ставили (или держали) две зажженные свечи, два рождественских калача, два ткацких гребня (после прогона скота их соединяли зубец в зубец, "чтобы сомкнуть волчью пасть").В воротах также рубили колядный веник (обряд, совершаемый для того, чтобы избежать наказания за нарушение запретов на работу во время святок); по разостланной в воротах скатерти ввозили во двор первый воз сжатого хлеба: в воротах разжигали костры в Чистый четверг, на Пасху, в Юрьев день, на свадьбу и в другие праздники.

В свадебном обряде ворота — преграда на пути участников свадьбы: перед сватами или молодыми запирали ворота и требовали выкупа. На русской свадьбе у запертых ворот происходили ритуальные диалоги между партиями жениха и невесты, которые завершались "выкупом ворот" (ср. русское название выкупа приворотное). Ворота запирали и перед молодыми, едущими с венчания. На украинской свадьбе в воротах встречали молодых в доме жениха; при этом в воротах зажигали куль соломы, чтобы свадебный поезд проехал через огонь. Обряд "запирание ворот" у дома невесты перед сватами или перед женихом встречается у русских, украинцев, сербов, словенцев, чехов, словаков.

Оповестительную символику имели обычаи устанавливать на воротах во время свадьбы украшенные деревца или затыкать в ворота зеленые ветки. В селах Черниговщины украшенные верхушки двух-трех елок укрепляли в воротах; навешивали на ворота в день свадьбы гирлянды хвойных веток или венки. В Костромском кр. накануне свадьбы березовыми ветками украшали ворота дома невесты.

В погребальном обряде у болгар сразу после выноса тела в воротах разжигали огонь, чтобы душа не могла вернуться обратно. Чтобы не выносить покойника через ворота (как и через двери дома), обмануть смерть и воспрепятствовать возвращению души, у сербов часто разбирали забор; украинцы после выноса тела обвязывали ворота красным поясом или рушником, чтобы вслед за умершим "не ушла з двора худоба".
Неотъемлемой частью представлений о загробном мире у славян является образ "врат ада", охраняемых змеем, архангелом Михаилом, Николой и др., и "врат рая", возле которых стоят святые Петр и Павел. Особые поверья и ритуалы были связаны с кладбищенскими воротами. Часто считалось, что душа последнего умершего жителя села сидит на воротах кладбища в ожидании следующего покойника.
Открывание ворот (как и дверей, окон) как способ освобождения души лежит в основе магических приемов облегчения агонии. При трудной смерти у вост. славян принято отворять царские врата в церкви. Аналогичные действия совершались для облегчения родов (ср. в полесском заговоре: "Царские двери одчинитеся, а кости у Ганни разийдитеся"). На Орловщине в этих случаях открывали настоящие ворота (ср. русское диалектное название женских родовых путей ворота). В Калужской губ., чтобы помочь корове разродиться, заставляли девочку пролезть под воротами.На Украине на святки девушки выбегали ночью из дома, влезали на ворота и "окликали долю", пытаясь по отзвукам угадать свою судьбу. Через ворота перекидывали обувь, и когда она падала, по направлению носка определяли, откуда ждать сватов; стоя в воротах загадывали, кто пройдет мимо: появление мужчины сулило скорое замужество.

На некоторые праздники в ворота кидали палками и камнями, разбивали о ворота горшки, колотили по воротам, чтобы шумом отпугнуть злые силы. В ворота били, приглашая в Сочельник на кутью мороз и др. стихии. Во врем обрядовых бесчинств молодежи ворота снимали с петель, забрасывали на крышу, дерево, кидали в реку и т. п. Иногда ворота похищали у соседей и бросали в реку, чтобы вызвать дождь.
На Троицу было принято строить ворота из веток и зелени. Под такими воротами "кумились" девушки. На свадьбе под зелеными арками-воротами проходили молодые и все участники свадебного поезда, чтобы защититься от порчи. У русских ворота из досок и бревен строили за селом при падеже скота. Их обвешивали полотенцами, рыли подними ров и прогоняли по нему животных.Во время ритуальных бесчинств ворота снимали с петель и крали. В Черниговской обл. в день св. Андрея снятые ворота молодежь забрасывала на крыши, на деревья, причем весь обряд назывался снимать ворота. В Силезии ворота снимали с петель и бросали в реку или прятали. То же делали в польском Поморье на Новый год. На Любельщине (пол.) парни тайно похищали у кого-нибудь со двора ворота и бросали их в воду, чтобы вызвать дождь.
В субботу накануне Троицы в воротах двора устанавливали деревца и связывали их верхушками: считалось полезным пройти под этими зелеными арками после бани (витеб.). Под ветками связанных растущих березок на Троицу кумились девушки (рус.). В Тюменском кр. такой способ завивания берез назывался запирать ворота. У зап. славян на Зеленые Святки устанавливали т. н. майские ворота, парни сооружали их из деревьев и веток перед домами своих избранниц. Подобные конструкции из веток, образующие зеленый свод, делали в Словении в Вербное воскресенье возле костела для освящения зелени. В сербской свадьбе над воротами надстраивали арку из специально сплетенного венка, под которым проходили молодые и все участники свадьбы, чтобы защититься от злых духов. В польских Карпатах что-то наподобие деревянной арки устраивали на пути свадебного поезда, преграждая ему дорогу. Это называлось "ставить ворота", причем устроителями таких ворот иногда были ряженые, называемые брамничи (от брама).

У русских ритуальные ворота из досок и бревен строили за селом при падеже скота. Эти ворота обвешивали полотенцами, рыли под ними ров и прогоняли по нему животных. В Вологодской губ. для этих же целей сооружали т. н. земляные ворота (арки из жердей, обложенние дерном).
Я не чувствую ног, обречённый Умирать с тобой ежечасно, Но в объятьях смерти – влюблённый, Моя ведьма, как ты прекрасна…
Администратор запретил публиковать записи гостям.